Несмотря на низкие «забортные» температуры, зимой риск перегреть автомобильный двигатель велик как никогда. Тот, кто хоть раз пытался буксуя взбираться вверх по обледенелому склону, думаю, согласится с этим на первый взгляд, парадоксальным утверждением. Поэтому еще до наступления первого мороза система охлаждения автомобиля должна быть полностью проверена и подготовлена к зиме, в полной мере это относится и к охлаждающей жидкости.
Перед тем как принимать решение о том, менять или не менять жидкость, необходимо выяснить, что именно и когда было залито в систему. Напомним, что в зависимости от содержащихся в охлаждающих жидкостях антифризах, присадок — ингибиторов коррозии, весь их спектр можно разделить на три группы (или поколения, что будет тоже верно). Первая группа — нитритные ОЖ, расчетный срок службы которых 2 года, или 60 тыс. км пробега; к ним относится и хорошо всем известный тосол. Вторая — силикатные (безнитритные) ОЖ — 3 года службы, или 100 тыс. км пробега; на сегодняшний день именно эта группа антифризов получила наибольшее распространение в автомобильной среде. Третья группа — карбоксилатные (бессиликатные) ОЖ, которые готовы исправно работать в течение 4-5 лет, или на протяжении 150-250 тыс. км пробега. На сегодняшний день это совершенные, наиболее качественные, но вместе с тем и самые дорогие антифризы.
Абсолютное большинство современных антифризов изготавливается на основе токсичного моноэтиленгликоля, из-за чего они несут в себе потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека. И хотя в линейке антифризов на основе нетоксичного монопропиленгликоля, появившихся сравнительно недавно, пока нельзя встретить составы, рассчитанные на 4-5‑летнюю службу, они является экологически чистым и безопасным для окружающей среды продуктом.
В процессе эксплуатации антифриза такие факторы, как чрезмерное разбавление его состава водой, смешивание друг с другом антифризов разных видов, перегрев двигателя, нарушение герметичности и загрязнение системы охлаждения, негативно сказываются на сроке службы. По мере старения у антифриза уменьшается теплопередача, снижается температура застывания и увеличивается склонность к пенообразованию, а по мере выработки пакета антикоррозионных присадок активизируются коррозионные процессы внутри охлаждающей системы автомобиля. Явные признаки старения антифриза — заметное помутнение, выпадение осадка, образование уже при -10-15 ºС желеобразных отложений на внутренних стенках расширительного бачка или заливного отверстия радиатора охлаждения. Появление хотя бы одного из этих признаков говорит о том, что антифриз необходимо заменить. Как и в том случае, если доподлинно неизвестно, когда и чем именно была заправлена система охлаждения. До наступления зимних холодов такую жидкость следует слить и заменить свежей.